История появления бирдекелей

На сегодняшний день мало какое заведение из категории пивных баров, ресторанов или ночных клубов обходится без таких аксессуаров как бирдекели (они же костеры, бирматы, подставки под бокал, или же попросту подстаканники), которые являются небольшими подставками под пивные бокалы выполненными из специального пивного картона с абсорбирующими свойствами. Данное обязательное дополнение к пивному бокалу является и очень полезной вещью, так как его прямое назначение - это защита поверхности стола от влаги или же высоких температур. Бирдекели, кстати, несмотря на свой современный вид, были придуманы почти двести лет назад, об истории их появления и хотелось бы рассказать.
Началом послужила любовь немецких мужчин XIX века после тяжелого рабочего дня посидеть с друзьями в таверне, баре, пабе за бокалом-другим холодного пенистого напитка. Зачастую пиво распивалось на открытом выздухе при питейных заведениях, что, безусловно, приводило к попаданию в пенный напиток различных насекомых, пыли с дорог и т.п. Богатые завсегдатаи баров нашли решение данной проблемы и прикрывали свои бокалы специальными крышками выполненными из серебра, либо олова. Это изобретение и послужило рождению прототипов бирдеклей, так как само слово "bierdekel" переводится с немецкого как "пивная крышка".
Для не столь богатых особ, владельцы баров и иных питейных заведений, в дополнение к заказанному бокалу пива стали подавать маленькие фетровые коврики. Поскольку изготавливались они из очень плотного войлока, жесткость их была достаточной, чтобы также прикрывать бокал либо кружку с напитком, выполняя функцию крышки. Но у этих бюджетных крышек было и другое свойство - отличная впитываемость, что послужило их использованию внутри помещний также и в качестве подставки для защиты поверхностей столов и барных стоек от попадания влаги. Подобного рода бирматы (бирдекели) могли использовать многократно, так как они подлежали стирке и после сушки были вновь пригодны к использованию.
Такого рода изобретение использовалось достаточно долго, до тех пор, пока в 1893 году, в городе Дрезден, немецкий промышленник Роберт Шпут не получил патент на свое уникальне изобретение – бирдекели изготовленные из формованного волокна. По технологии этого изобретателя бирдекели стали делать из бумажной массы жидкой косистенции, которая заливалась в круглые формы. Когда влага испарялась, залитая масса принимала вид монолитной цельной формы. За счет дешевизны самой технологии, популярность бирдекелей подскочила настолько высоко, что это изделие стало использоваться почти в каждом питейном заведении уже в конце XIX века.
Чуть позднее, бирматы стали дополняться рисунками и изображениями, которые наносились вручную после изготовления. Данная технология активно жила аж до 1920 года. Изначально печать на костерах была одноцветной, но лишь до прихода 20-х годов двадцатого столетия, после чего печать стала многоцветной. А уже в шестидесятых годах XX века появилось промышленное оборудование, которое позволяло поставить производство на поток: большие листы картона на которые наносился рисунок, потом просто разрезались на нужные формы станочным способом. Спустя еще 10 лет, в технологию производства бирдекелей пришли офсетная и трафаретная печать.
Рекламодатели не стали медлить и воспользовались новым инструментом продвижения бизнеса почти сразу, с появлением печати на бирдекелях в 20-е годы, в это же время были запущены первые рекламные кампании на бирдекелях. Все это привело к колоссальному росту объемов производства бирматов, и вскоре бирдекели стали предметом коллекционирования для многих людей. Такое коллекционное увлечение, естественно, зародилось в Германии под названием тегестология.

Сегодня же, бирдекели могут обладать асболютно любой формой: овальные, квадратные, прямоугольные, шестигранные и это не предел… Так например австралийская пивоваренная компания FOSTERS выпустила подставку под пивной стакан, которая напоминала свой формой очертания материка Австралия. Хотя уже много десятилетий, основными формами бирдекелей являются круг и квадрат с закругленными углами, размеры варьируются от 90 до 110 мм.
Так как бирдекель находится всегда перед глазами во время употребления напитка, то он сам по себе является отличным рекламным инструментом, который безусловно подчеркивает уникальный стиль заведения, повышает узнаваемость бренда и, как следствие, увеличивает объем продаж самого пива!!!